По прогнозу экспертов, производство халяльного мяса птицы в России будет расти вдвое быстрее мирового.

В ближайшее время производство халяльного мяса птицы в России будет расти на 5-6% в год, тогда как в среднем по миру — на 2-3%. Такой прогноз «Агроинвестору» озвучил президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. В мире производится около 123 млн т мяса птицы, доля продукции, сертифицированной по стандартам халяль, оценочно, составляет 10-15%. Такое мясо употребляется в основном в мусульманских странах. В России из 5 млн т мяса птицы, выпускаемых ежегодно, на халяльную продукцию приходится 250-300 тыс. т, то есть около 5-6%, рассказывает он. Многие отечественные компании изначально закладывают в технологические схемы возможность работать по халяльным требованиям, знает эксперт. Среди крупнейших производителей халяльного мяса бройлеров в нашей стране Давлеев называет ГАП «Ресурс», «Черкизово», «Приосколье», «Агрокомплекс» им. Н. Ткачева, «Челны-Бройлер» («Агросила»). Лидер по объемам выпуска халяльного мяса индейки — «Дамате».

По информации, представленной в рамках 12-й сессии Российско-Арабского делового совета, доля халяльных продуктов питания превышает $1 трлн, что составляет 15% глобального рынка продовольствия, отмечает представитель группы «Ресурс». По разным данным, сегодня в мире насчитывается около 2 млрд мусульман, а в России постоянно проживает порядка 20 млн человек, исповедующих ислам. «Поэтому мы считаем, что рынок халяльной продукции, в том числе мяса птицы, имеет большой потенциал для дальнейшего роста», — делится мнением она.

По словам руководителя проектов практики АПК компании «НЭО Центр» Екатерины Михалевой, халяльную продукцию можно считать аналогом органической, поскольку на производстве соблюдаются самые высокие стандарты качества. Спрос на халяльные продукты питания формируется не только в мусульманских странах, он растет по всему миру и со стороны населения, принадлежащего к другим вероисповеданиям. Совокупные продажи продуктов и напитков в мусульманском мире к 2023-му могут достигнуть $1,9 млрд и этот сегмент будет расти. Ключевой драйвер — увеличение численности населения в мусульманских странах, комментирует Михалева.

И в России, и в мире сегмент халяль и близко не исчерпал потенциал, соглашается директор департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова. Во-первых, однозначно прогнозируется, что мусульманское население в мире и в России будет расти, во-вторых, халяль давно перестал восприниматься как «религиозная еда», теперь это межнациональный мировой символ полезной, экологичной, высококачественной продукции. «Такие гранды как Nestle, сделавшие ставку на халяль и вложившие в это направление существенные инвестиции, работают локомотивом рынка, обеспечивают продвижение халяль по всему миру и позволяют пользоваться преимуществами такого массированного PR компаниям поменьше», — говорит она.

Основной процент халяльной продукции в нашей стране реализуется в регионах, где высока доля мусульманского населения. Например, в Татарстане более половины продаваемой мясной продукции сертифицирована по стандарту халяль. В республиках Северного Кавказа доля халяльной продукции и вовсе приближается к 100% от общего объема мясного рынка, приводит данные Давлеев. Также много халяльной продукции продается на Среднем Поволжье. «В других регионах России, особенно в крупных мегаполисах, значительные объемы реализации халяльного мяса объясняются высокой численностью населения. Даже при более низкой доле мусульман их иногда больше, чем в традиционно мусульманских регионах, — поясняет он. — Кроме того, не стоит забывать, что птица — самое дешевое мясо на рынке, поэтому его предпочитают и мигранты из Средней Азии: как те, которые временно находятся в нашей стране, так и те, которые здесь уже осели и завели семьи».

На российском рынке продукция халяль остается нишей, которая, по всей видимости, постепенно растет, отмечает главный аналитик «Черкизово» Андрей Дальнов. Сейчас, по его оценке, ее доля составляет 5-10% от российского рынка мяса птицы. «У халяля есть своя понятная аудитория — мусульмане и люди, не имеющие прямого отношения к исламу, но стремящиеся покупать продукты, произведенные с особым вниманием или дополнительным контролем. Однако в последнем случае за потребителя борются все больше «светских» брендов», — обращает внимание он. При этом, по его словам, производство халяльной продукции обходится дороже и по логике цена должна быть выше, но на практике она больше зависит от воспринимаемого качества продукта (бренда) и степени переработки.

На полке продукция, сертифицированная по стандарту халяль, стоит несколько дороже, чем традиционная, но и расходы на нее больше, подтверждает Давлеев. «Они включают сертификацию производства, перестройку технологических процессов, в частности, переход с механического на ручной убой, разделение потоков, отдельную упаковку с дополнительными видами сертифицирующих знаков, документацию, обслуживание халяльными инспекторами, маркетинг и дистрибуцию», — уточняет эксперт.

У каждого крупного участника птицеводческой отрасли в ассортименте есть наименования халяль. «Наличие в портфеле как обычной так и халяльной продукции позволяет бренду занимать больше фейсов (позиций) на полке, кроме того, халяль, благодаря сложившейся репутации высококачественной продукции, может дать определенную премию в цене, хоть и небольшую — из-за объективно снижающихся доходов потребителей», — добавляет Шалихманова.

Источник: АгроИнвестор