6 марта в Москве состоялся Круглый стол «Совершенствование использования земельных ресурсов страны», организованный рабочей группой Центрального штаба ОНФ «Честная и эффективная экономика». Участниками мероприятия стали члены Общероссийского народного фронта, депутаты Государственной Думы, представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, общероссийских общественных организаций, отраслевых союзов и объединений, а также руководители сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и представители научного сообщества. Состоялось также селекторное подключение региональных экспертов к обсуждению вопросов, входящих в повестку круглого стола. Российский союз сельской молодежи представляли член Центрального штаба ОНФ, председатель Центрального Совета РССМ Юлия Оглоблина, председатель регионального отделения РССМ Подмосковья Александр Лагутин и заместитель председателя данного отделения, эксперт рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Елена Малышева.

В рамках круглого стола обсуждались вопросы предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сельхозпроизводителям исключительно на конкурсной основе, а также снятие ограничений на строительство жилых домов для семей фермеров на землях сельхозназначения.

Напомним, 22 ноября 2016 года на итоговом «Форуме действий» к Президенту России Владимиру Путину с вопросом о возможном предоставлении земель сельхозназначения фермерам на конкурсной основе обратилась активистка РССМ, фермер из Московской области Елена Малышева. Глава государства поддержал данную инициативу, и уже в конце декабря 2016 года утвердил соответствующее поручение. С тех пор касающийся земель сельхозназначения вопрос не снимается с контроля ОНФ.

Участники заседания вспомнили историю вопроса: в настоящее время продажа и предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе земельных участков из земель cельскохозяйственного назначения), может осуществляться только на торгах, проводимых в форме аукционов. Как показывает анализ правоприменительной практики, добросовестный сельскохозяйственный товаропроизводитель зачастую не имеет возможности выиграть аукцион. Это создает благоприятную почву для недобросовестных лиц, желающих приобрести землю в спекулятивных целях.

«Благодаря РССМ я стала экспертом ОНФ и смогла задать столь волнующий фермеров вопрос о земле, - поделилась Елена Малышева. – Президент поручил Правительству до 1 мая проработать данный вопрос. Теперь наша задача – обсудить возможные пути исполнения поручения Президента «Предоставление физическим и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключительно на конкурсной основе», чтобы облегчить жизнь отечественных фермеров», - добавила она.

«Очень хорошо, что мы обсуждаем и прорабатываем механизмы решения по данному вопросу в преддверии доклада Правительства, ведь по итогам сегодняшней дискуссии предложения экспертного сообщества ОНФ будут направлены в Правительство РФ и, надеемся, учтены, - отметила Юлия Оглоблина. – Но нужно продолжать держать руку на пульсе, так как не раз были зафиксированы случаи неисполнения президентских указов. В связи с этим общественный контроль за точной и соответствующей оговоренным срокам реализацией Поручений Президента необходимо сохранить». Кроме того, она представила результаты проведенного Российским союзом сельской молодежи совместно с АККОР мониторинга по доступности земель сельхозназначения для фермеров на конкурсной основе (без торгов). В опросе приняли участие почти 700 представителей аграрного отраслевого сообщества из 67 регионов России. Более 70% фермеров уточнили, что имеют потребность в привлечении дополнительных объемов земельных ресурсов для осуществления своей деятельности. Следует отметить, что 80% из них недовольны действующим механизмом предоставления сельхозземель на аукционной основе. А в качестве основных критериев для участников конкурса по приобретению, аренде сельхозземель респонденты предлагают следующие: участник конкурса должен быть зарегистрирован на территории субъекта, где проводится конкурс; срок деятельности его хозяйства должен превышать 1 год с даты регистрации; у участника уже имеются в собственности (аренде) земельные участки площадью более 1га и отсутствуют нарушения по землепользованию. Именно эти условия должны обязательно учитываться при предоставлении исключительно на конкурсной основе физическим и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Помимо этого, эксперты считают необходимым ввести ограничение площади земельного участка, выставляемого органами государственной или муниципальной власти на конкурс - до 50 гектар, а также установить предельную долю земельных ресурсов в одном муниципальном районе, допустимую для консолидации в собственности у одного физического (юридического) лица - до 10%. Механизмом реализации этих предложений должно послужить внесение изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам возможности получить в аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов.

Юлия Гордиенко сообщила о том, что на рассмотрении МЭР находится разработанной Минсельхозом законопроект, предусматривающий предоставление начинающим фермерам в аренду земельного участка безо всяких конкурсов. Его размер будет определять каждый субъект РФ самостоятельно, документ называет лишь верхнюю границу - 50 га. Законопроект был подготовлен в рамках исполнения поручения президента РФ по итогам Форума действий ОНФ.

Далее обсуждался вопрос о разрешении строительства жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время возведение жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения фермерского хозяйства, невозможно, поскольку ни ЗК РФ, ни Закон о КФХ не предусматривают обратное. Допустимо только строительство нежилых построек, а фермерам приходится добираться до участков, преодолевая значительные расстояния. Одновременно необходимо отметить, что закон (ст. 8 ЗК РФ) предусматривает возможность перевода земельного участка из одной категории в другую, однако на практике данный механизм не работает. В результате налицо проблема отсутствия четкого правового регулирования данного вопроса, являющегося основой для развития фермерского хозяйства, что приводит к созданию условий для коррупционных действий со стороны отдельных представителей органов государственного и муниципального управления.

Касательно данного вопроса АККОР и РССМ так же провели опрос 650 фермеров из 63 субъектов РФ. Около 70% из них испытывают потребность в строительстве жилого дома на территории сельхозземель, почти 90% поддерживают предложения по снятию ограничений на строительство. Однако, как подчеркнула Юлия Оглоблина, важно учесть все риски, хорошо продумать механизмы, которые не позволят мошенникам воспользоваться снятием ограничений на строительство жилых домов на землях сельхозназначения (к примеру, с целью возведения коттеджных поселков на данных землях). Александр Лагутин рассказал, что в Луховицком районе Подмосковья уже есть организации, имеющие в собственности свыше сотни га земли, которые только и ждут введения поправок на разрешение строительства, пока же они сдают землю в аренду фермерам по 2 гектара.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ставропольском крае, зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Алексей Лавриненко также констатировал, что риски мошеннических схем довольно велики, особенно возле крупных городов, поэтому необходимо четко просчитать эти риски и закрепить механизмы борьбы с ними законодательно.

По итогам обсуждения было предложено инициировать предоставление членам крестьянских (фермерских) хозяйств возможности строительства жилья для собственного проживания с соблюдением обязательных условий: введение технических ограничений на жилой дом, возводимый на землях сельскохозяйственного назначения, в части ограничения максимальной площади жилого дома (до 600 м2) и максимальной этажности возводимого жилого дома (3 этажа). При этом лица, которым предоставляется право на строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, должны являться собственниками земельных участков сельхозназначения и иметь статус сельхозпроизводителя, а минимальная площадь земельного участка, на котором разрешается строительство жилого дома, должна составлять не менее 2 гектар.

По итогам круглого стола будут подготовленыпредложения для органов исполнительной власти по исполнению порученияПрезидента, направленного на повышение доступности земельных ресурсов дляотечественных сельхозпроизводителей, а также выработан механизм ликвидациипотенциальных рисков при снятии ограничения строительства жилых домов для семейфермеров на землях сельскохозяйственного назначения.

Пресс-служба РССМ








Гимн РССМ