Общероссийский народный фронт (ОНФ) сегодня провел в МИА «Россия сегодня» пресс-конференцию, посвященную реализации проекта «Равные возможности – детям». Эксперты ОНФ представили результаты внедрения сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования в пилотных регионах. Были озвучены также итоги мониторинга Народного фронта о доступности в стране дополнительного образования.

В пресс-конференции приняли участие координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, а также эксперты проекта: председатель Центрального Совета Российского союза сельской молодежи (РССМ) Юлия Оглоблина; генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова и старший научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Семен Славин. Участники пресс-конференции рассказали о развитии образовательного волонтерства, открытии кружков и секций в рамках проекта, а также о законодательных барьерах в развитии отечественного допобразования.

В рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» в регионах России начали работу более 160 волонтерских кружков и секций. Проект объединил вокруг Народного фронта усилия молодежных общественных организаций страны – Российского союза сельской молодежи, Ассоциации волонтерских центров, Российских студенческих отрядов. Передавать детям свои знания и опыт на безвозмездной основе готовы уже более тысячи волонтеров. Желание помочь в открытии и работе кружков и секций выразили 288 организаций.

На сегодняшний день образовательное волонтерство под эгидой ОНФ активно развивается в Вологодской, Свердловской, Кировской, Астраханской, Ульяновской, Псковской, Пензенской, Омской областях, Республиках Мордовия, Тыва, Кабардино-Балкария, Чечня, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Добровольцы проводят развивающие занятия самой разной направленности – творческой, спортивной, туристско-краеведческой, экологической. Задачи, на решение которых направлены эти кружки, отвечают пожеланиям родителей. Речь идет об укреплении здоровья, формировании навыков труда, общения и бесконфликтного поведения, а также получении знаний, которые не дает обычная школа. В первую очередь к проекту присоединяется активная молодежь, которая готова вкладывать свои талант и энергию в развитие детей.

Любовь Духанина рассказала о целях волонтерской работы Народного фронта в сфере дополнительного образования: «Мы запустили масштабную программу образовательного волонтерства. Это ответ на то, как нам в условиях ограниченных ресурсов обеспечить выполнение задач по увеличению числа кружков и секций. Это механизм вовлечения неравнодушных людей, которым есть чем поделиться, чему научить молодое поколение. Наши задачи – дальнейшее развитие волонтерства, упрощение лицензирования для организаций дополнительного образования и принятие закона, закрепляющего механизм персонифицированного финансирования в этой сфере. ОНФ поставил очень амбициозную задачу – за достаточно короткий промежуток времени мы сможем охватить 1,5 млн детей разными образовательными направлениями».

В рамках проекта Народного фронта начали свою работу кружки для школьников из села, которые организует Российский союз сельской молодежи. Открыты секции по волейболу, баскетболу, футболу, боксу, единоборствам, другим спортивным дисциплинам. Доступны занятия по кролиководству, бисероплетению, плетению корзин, предпринимательству, рисованию по стеклу и другие.

Руководитель РССМ Юлия Оглоблина подчеркнула, что волонтерство позволяет решать проблему малого охвата детей на селе образовательными программами.

«Активисты Российского союза сельской молодежи включились в реализацию данного проекта, были организованы детские кружки в 16 регионах страны. В общей сложности организовано порядка 100 детских кружков, где ежемесячно занимаются около 3,5 тыс. детей от 3 до 17 лет. Волонтерская деятельность способна повысить доступность дополнительного образования, что наши ребята показали в сельских территориях», – отметила Юлия, презентовав результаты деятельности волонтеров РССМ в рамках проекта и добавив, что проект стал очень востребованным среди сельской молодежи.

Так, студенты Тарского педагогического колледжа Омской области помогают детям из отдаленных деревень и сельских поселений освоить основы декоративно-прикладного искусства. Школьники тянутся к молодежи, которая умеет говорить с ними на одном языке, у которой есть свежие творческие идеи и стремление воплотить их в жизнь. А в Воронежской области руководитель Россошанского местного отделения РССМ Михаил Овчаренко организовал кружок по историческому моделированию «Страна мастеров», где ребята в увлекательной форме знакомятся с жизнью древнего человека, первыми изобретениями и реконструкцией технологии их изготовления, выполняют проектные работы по изготовлению древних орудий труда, первобытных украшений, макетов произведений первобытного искусства, а также знакомятся с основами ткачества, плетения и изготовления керамики. В Псковской области активист регионального отделения РССМ и преподаватель Великолукской сельскохозяйственной академии Марат Стречень знакомит ребят с традиционными народными играми, подбирая развлечения, которые развивают память, коммуникативные навыки, воображение, учат детей снимать эмоциональное напряжение посредством игры. В Астраханской области заместитель председателя регионального отделения РССМ Ольга Царина обучает детей технике рисования по стеклу и изготовлению фруктовых композиций. А активист Мурманского отделения РССМ Михаил Песоцкий организовал кружок по обучению навыкам спортивного пэйнтбола «Сайберс»: наличие подобной секции позволяет сиротам, а также ребятам из малообеспеченных и неполных семей на безвозмездной основе обучаться и участвовать в соревнованиях по одному из современных, зрелищных, динамичных видов спорта.

При этом с детьми готовы заниматься на безвозмездной основе и профессионалы из разных сфер, и просто увлеченные и одаренные люди, а также сами родители, имеющие педагогический опыт. Нередко в компаниях существует практика, когда сотрудники ведут занятия в образовательных лагерях, учебные модули – в школах. Во время летних каникул на базе детских технопарков «Кванториум» – партнеров проекта – появились научно-технические программы отдыха детей. Был даже введен специальный показатель для региональных «Кванториумов» – их вовлеченность в волонтерскую деятельность.


Многие родители хотят, чтобы с их ребенком занимались специалисты, которые любят детей и готовы внести свой вклад в их воспитание и развитие. Перед проведением занятий все волонтеры проекта «Равные возможности – детям» проходят собеседование с координатором, где обсуждаются образование, квалификация, опыт работы с детьми, а также возможность дополнительного обучения волонтеров. Например, в ряде регионов (Калининградская, Орловская области) разрабатываются специальные программы подготовки волонтеров к ведению кружков.

Одним из важнейших шагов в реализации проекта стало предложение Президента РФ внести изменения в законодательство, которые позволят студентам вести образовательные кружки в школах. Кроме того, на встрече с участниками молодежного форума «Таврида» Владимир Путин заявил о необходимости поддерживать и продвигать инициативных молодых людей, в том числе с помощью проектов Общероссийского народного фронта.

Пресс-служба РССМ по материалам пресс-службы ОНФ
Фото Виталия Рейслера


Гимн РССМ