Подведены предварительные итоги «Гагаринского плавучего университета»
В Российской Федерации и ближнем зарубежье еще мало распространено проведение комплексных многоцелевых «плавучих экспедиций», ориентированных на совместное изучение земельных ресурсов учеными и студентами. Но в мировом научно-образовательном сообществе есть «плавучие университеты», миссия которых определяется как «обучение через исследование».
Идея организации «Гагаринского плавучего университета» (ГПУ) зародилась на факультете экологии и сервиса Саратовского государственного технического университета (СГТУ). Первая экспедиция была проведена в июне 2015 года как Комплексная научно-просветительская экспедиция по Саратовско-Волгоградскому Правобережью с участием студентов СГТУ и Государственного университета по землеустройству (ГУЗ).
Аналогичная «плавучая» экспедиция, в которой принял участие член Московского отделения Российского союза сельской молодежи Вадим Голубенко, была проведена в 2016 году по маршруту: Саратов-Самара-Ульяновск-Саратов. Подобные мероприятия дают положительный опыт межфакультетского сотрудничества, экспериментального проведения учебных практик студентов из вузов-партнеров. Распространение передового опыта проведения Комплексных научно-просветительских экспедиций, совместных учебных практик с целью привлечения к участию в последующие годы и представителей иных вузов, внедрения инноваций является важной информационно-консультационной задачей.
В ходе двух Комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринский плавучий университет» (ГПУ) под научным руководством деканов СГТУ и ГУЗ апробирована методика совместного проведения учебных практик по почвоведению и инженерной геологии, геодезии, землеустройству для отличников из вузов-партнеров и студентов направления подготовки «Землеустройство и кадастры», имеющих серьезную склонность к научно-исследовательской работе. В формате «Гагаринского плавучего университета» получили развитие относительно новые направления межфакультетского общения и консалтинга, в практическом обучении студентов:
- взаимное консультирование преподавателей и студентов из вузов-партнеров Российской Федерации и ближнего зарубежья, которые готовят кадры для землеустроительной службы;
- изучение состояния природно-антропогенных объектов непосредственно в прибрежной зоне Волги и трех ее водохранилищ по ходу судна;
- дискуссирование и экспериментирование с содержанием и наполнением основных разделов совершенствуемой методики проведения комплексного землеустройства с зонированием прибрежных территорий.
Стала нормой структуризация коллектива экспедиций на ряд научных групп (из опытных ученых и исследователей, студентов и школьников), выполняющих заранее определенные задачи; а объединяющей основой - экологическая тематическая направленность проекта и маршрутная система, выстроенная по принципу максимального охвата уникальных экосистем, геоэкологических точек наблюдения, историко-экологических объектов. К участию в двух экспедициях ГПУ призывались не полные учебные группы из вузов-партнеров, а тщательно отбирались из отличников отдельные коммуникабельные и активные студенты. Ведь затем в течение трех недель все участники экспедиции общались круглосуточно; молодежь в сложных бытовых походных условиях привыкала с высокими требованиями, старательно подтверждала наставникам свою полезность, заинтересованность и востребованность. Такая форма общения и познания в результате приносит необычное видение и обеспечивает хорошее полноценное восприятие наблюдаемого и изученного как студентами, так и учеными разных специальностей из СГТУ, ГУЗ, регионов Российской Федерации и зарубежья.
Осуществлена идея о совмещении собственно экспедиционного процесса с научно-образовательными мероприятиями прямо на борту судна и в полевых лагерях, с проведением трех Всероссийских тематических конференций. Во всех остановочных пунктах экспедиции были проведены лектории, мастер-классы, полевые экскурсии и лабораторные практикумы. Путешествуя по Волге, ученые не просто занимались вопросами комплексных исследований территорий и обучения студентов на практических примерах, но и приглашали в этот процесс всех желающих местных жителей; а затем продолжили популяризировать результаты экспедиций в своих регионах, на международных конференциях, симпозиумах, внедряя в учебный процесс. Предполагается, что собранный материал будет использован при разработке и совершенствовании концепции и содержания учебных дисциплин, читаемых студентам направления «Землеустройство и кадастры», а также в качестве материала для выпускных квалификационных работ.
Студенты и молодые ученые, которые участвовали в двух экспедициях ГПУ - в их ходе фактически и проходили программы своих учебных практик, «учились через исследования»; собрали большой ценный научный материал; получали профессиональные знания и навыки; имели возможность поработать совместно с известными учеными. Практиканты уже использовали или будут применять полученные в экспедиционных условиях материалы при разработке своих курсовых и выпускных работ по оригинальным темам. Бесценный результат заключается и в том, что все эти молодые люди усилили свою тягу к знаниям и большой науке, уже более серьезно и осознанно решили связать свою жизнь с кадастровой деятельностью и землеустройством.
Организаторы комплексных научно-просветительских экспедиций «Гагаринского плавучего университета» (ГПУ) уже второй год позиционировали систему совместной межфакультетской деятельности не просто как серию экспедиционных маршрутов, но и как маленький этап жизни представителей своих вузов и факультетов в полевых условиях, с высокой миссией интеллектуального посыла в общество, особым отношением к академическим традициям и свободам, глубокой интеграции науки и образования, популяризации науки.
Инновационные подходы к практическому обучению в ходе ГПУ помогают в вузах-партнерах готовить не просто кадры для землеустроительной отрасли, а настоящих представителей интеллигенции, разносторонних личностей университетского уровня, которые смогут наиболее успешно применить полученные знания и навыки на производстве, в своей дальнейшей преподавательской и научно - исследовательской деятельности. По мнению преподавателей и студентов, дальнейшая популяризация результатов Комплексных научно-просветительских экспедиций ГПУ, инновационных подходов в образовательной деятельности, совместном проведении практик студентов из вузов-партнеров необходимы для того, чтобы способствовать успешному инновационному применению в современной студенческой среде научно-педагогического и культурного наследия географической и межевой школы.
Маршрут «Гагаринского плавучего университета - 2017» будет установлен позднее, в его мероприятиях снова собираются принять участие представители Российского союза сельской молодежи.
По материалам Вадима Голубенко
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей РССМ